Повесть о нашествии Батыя

Повесть о нашествии Батыя
Повесть о нашествии Батыя – летописный рассказ о завоевании Руси монголо-татарами, предводимыми Батыем, помещенный в летописях под 6745–6747 (1237–1239) гг. В Летописях Ипатьевской, Лаврентьевской и Новгородской Первой содержатся три разные версии этой П.: в Ипатьевской – южная, в Лаврентьевской – центральнорусская (владимиро-суздальская, возможно, опирающаяся на рязанскую), в НIЛ – северная. СIЛ, НIVЛ, а также зависящие от них летописи, содержат сводный рассказ, выборочно соединяющий эти три версии. Версии Ипатьевской и НIЛ, судя по всему, древнейшие. Относительно рассказа Лаврентьевской летописи Г. М. Прохоров высказал мнение, что он принадлежит не столько XIII в. – времени описываемых в нем событий, сколько XIV в. – времени создания рукописи Лаврентьевской летописи (1377 г.). Это мнение основывается, во-первых, на анализе текста П., который, как оказалось, на треть составлен из кусочков, заимствованных из предшествующей части летописи, и не содержит никаких оригинальных сведений, которые обнаруживали бы в ее авторе современника и очевидца событий; во-вторых, на кодикологическом анализе Лаврентьевской летописи, хранящей следы переделки (переброшюровка тетрадей, неоднократная замена листов в момент создания рукописи, изменения в объеме текста – как раз в том ее месте, где располагается П). По трактовке описываемых событий версия Лаврентьевской летописи противостоит версиям Ипатьевской и НIЛ, где владимирский и ростовский князья осуждаются за неоказание помощи Рязани и за неподготовленность к обороне от завоевателей: Лаврентьевская же выставляет Юрия Всеволодовича Владимирского и Василько Константиновича Ростовского как героев – борцов с иноверцами за православную веру, отказавшихся от «студного» с ними мира. Так что в любом случае работа создателей Лаврентьевской летописи, очевидно, имела целью дать русским князьям-современникам исторический пример мужественной, вероисповедно-непримиримой борьбы русских князей-христиан, их предков, с иноверцами-татарами. В условиях «розмирия» с татарами, начавшегося в 1375 г. и увенчавшегося победой над Мамаем на Куликовом поле в 1380 г., пример этот был в высшей степени актуален. Существует и другая точка зрения, наиболее четко сформулированная М. Д. Приселковым (см.: Приселков М. Д. Лаврентьевская летопись (история текста). – Учен. зап. ЛГУ, № 32. Сер. ист. наук, вып. 2, 1939, с. 11, 76–142) и поддержанная затем А. Н. Насоновым и Я. С. Лурье, согласно которой весь текст Лаврентьевской летописи идентичен тексту ее протографа – великокняжеского свода, составленного в 1305 г. в Твери. Что касается П., то, по мнению М. Д. Приселкова, она могла быть составлена в 1239 г., а по мнению А. Н. Насонова – в 1281 г. Изд.: Лаврентьевская летопись. – ПСРЛ, 2-е изд. Л., 1927, т. 1, вып. 2, стб. 460–467; Новгородская первая летопись. – ПСРЛ, СПб., 1841, т. 3, с. 50–52; Новгородская первая летопись Старшего и Младшего изводов. М.; Л., 1950, с. 74–77, 286–289; Ипатьевская летопись. – ПСРЛ. 3-е, ф.-т. изд. М., 1962, т. 2, стб. 778–785; Летописные повести о монголо-татарском нашествии / Подг. текста, пер. и ком. Д. М. Буланина. – ПЛДР. XIII век. 1981, с. 132–148, 546–551. Лит.: Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940, с. 87–94; Комарович В. Л. 1) Лаврентьевская летопись. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1946, т. 2, ч. 1, с. 90–93; 2) Из наблюдений над Лаврентьевской летописью. – ТОДРЛ, 1976, т. 30, с. 27–59; Насонов А. Н. 1) Лаврентьевская летопись и Владимирское великокняжеское летописание первой половины XIII в. – ПИ, 1963, т. 11, с. 429–480; 2) История русского летописания XI – начала XVIII в. М., 1969, с. 180–201; Прохоров Г. М. 1) Кодикологический анализ Лаврентьевской летописи. – Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1972, т. 4, с. 77–104; 2) Повесть о Батыевом нашествии в Лаврентьевской летописи. – ТОДРЛ, 1974, т. 28, с. 77–98; Лурье Я. С. Лаврентьевская летопись-свод начала XIV в. – ТОДРЛ, 1974, т. 29, с. 50–67; Fennеll J. L. I. The Tale of Baty’s Invasion of North – East Rus’ and its Reflexion in the Chronicles of the Thirteenth–Fifteenth Centuries. – Russia Mediaevalis, München, 1977, t. 3, p. 41–78.
Г. М. Прохоров

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Повесть о нашествии Батыя" в других словарях:

  • Повесть — Обложка одной из повестей Льва Толстого Повесть  прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны …   Википедия

  • Повесть о Меркурии Смоленском — (в рукописях: «Главизна изъявляется от чудес дивнейшеи заступницы нашеи и великую ее милость святую и бывшую и бывающую тогда и ныне на граде нашем неисчетно от госпожи владычицы нашей богородицы и матере Христа; бога нашего. И память сказуется… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ — ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ, жанр древнерусской литературы (XI—XVII вв.), объединяющий повествовательные произведения разного характера. Жанровые указания в памятниках литературы Древней Руси не отличались устойчивостью: повестью называли и… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ — ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ, жанр древнерусской литературы, разновидность повести древнерусской, светская историческая повесть, изображающая воинские подвиги, сражения, воинский быт, снаряжение и т. п. Широко бытовала как оригинальная В. п., так и… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Нападение хана Батыя на Рязань — Разорение Рязанской земли монголами Оборона Рязани эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236 1242) и монгольского нашествия на Русь (1237 1240), в частности, монгольского похода на Северо Восточную Русь (1237 1238). Осада и взятие… …   Википедия

  • Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский — Дионисий (ум. 15 X 1385 г.) – архиепископ Суздальский и Нижегородский, автор грамоты, инициатор и возможный участник создания Летописи Лаврентьевской. Московский летописец характеризует Д. как «мужа... хитра, премудра, разумна, промышлена же и… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Древнерусская литература XIII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения …   Википедия

  • Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… …   Литературная энциклопедия

  • Софийская первая летопись — (CIЛ, С1Л)  важнейший памятник русского летописания, доведённый до 1418 года и положенный в основу всех общерусских летописей второй половины XV начала XVI века. Наряду с Новгородской четвёртой летописью (Н4Л) восходит к их общему источнику …   Википедия

  • Лаврентьевская летопись — Лаврентьевская летопись  одна из древнейших русских летописей. Рукопись Лаврентьевского списка хранится в Российской национальной библиотеке (бывшей Публичной библиотеке) в …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»